понедельник, 24 сентября 2012 г.

Клод Моне

 Клод Моне "Впечатление. Восход солнца" (Impression, soleil levant) 1872 г. холст, масло 48×63 см

    Многие исследователи считают, что истоки импрессионизма следует считать 1860-е годы. А само название это направление получило совершенно неожиданно в 1874 году. На первой крупной выставке группы художников (остался точный список 30-ти художников, участников этой выставки), на которой, среди других 185 работ была выставлена вышеприведенная картина Клода Мане. Малоизвестный журналист журнала "Le Charivar", описывая эту выставку в негодовании обозвал эту группу "импрессионистами", имея ввиду картину Мане "(Impression, soleil levant". Леруа пишет: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!» Художники, видимо, решив, что такое название, как нельзя лучше отражает суть их поисков, приняли его. 
    Чтобы понять, чем так раздражали картины художников этой группы, необходимо представить, что никогда раньше художники не демонстрировали свой отказ от содержания с моральными или философскими подтекстами, никогда раньше изображаемый объект не приносился в жертву, ради передачи впечатлений или ощущений и, следовательно, никогда раньше конечный продукт работы художника не носил ощущение наброска. быстрой зарисовки, свежего впечатления. Напротив, законченной картиной считалось произведение с идеально проработанными деталями, с выверенной композицией, несущей глубокие мысли и переживания художника, а тут...
    Чего же добились художники этим вызовом обществу и сложившейся культурной элите? 
     Импрессионизм наметил приоритет индивидуального, ценности личного переживания и самовыражения. И действительно, через несколько десятилетий экзистенциализм на несколько десятилетий станет господствующим направлением философской мысли.
    Считается, что импрессионисты были первыми художниками, работавшими на пленере, но это не так. Здесь они не были пионерами. Но работа на пленере (написание картины непосредственно на открытом воздухе) для  многих из них становится естественной и обязательной. Иначе: откуда возьмутся "впечатления"? Такой подход принес появление новых технологий и техники работы с красками.
    Желание успеть запечатлеть изменчивость состояния природы привели к убыстрению написания картины. Как следствие, - снижение стоимости картины, что само собой привело к способности многих людей приобретать картины, в отличие от избранных ранее. Другими словами: импрессионисты сделали искусство более массовым.












Комментариев нет:

Отправить комментарий