четверг, 20 сентября 2012 г.

О течениях и направлениях

Василий Кандинский

     Из всего многообразия и разнообразия изобразительного искусства XX века, можно насчитать около сорока течений, направлений и групп, которые искусствоведы выделяют как важные, оказавшие большое влияние на развитие искусства в целом. Конечно - это деление условно, но в какой-то мере оно упрощает ориентирование в этой среде..Почему условно? Редко кто из художников ограничивает себя идеологическими рамками заданного направления. Даже высказывание Сальвадора Дали: "Сюрреализм - это я!", казалось бы однозначно фиксирующего свою принадлежность к данному течению, в первую очередь говорит о том, что данное течение исчерпывается им самим. Следовательно, те художники, которые причисляли себя к этому направлению исключаются из него волей Сальвадора Дали без объяснения причин. Эта курьезная ситуация показывает, как неоднозначны определения направлений искусства и их трактовки.
    Можно говорить о Казимире Малевиче, идеологе и, естественно, самом ярком представителе супрематизма, но и в этом случае, нужно учитывать тот факт, что до того как была выработана и сформулирована программа супрематизма, Малевич оказывался под влиянием других течений.
    Есть художники, которых вообще трудно причислить к какой либо группе или направлению
    Зададимся вопросом, - А насколько важны определения направлений и их названия? 
    - Для восприятия искусства, уж точно, не имеет никакого значения. Но представление (даже общее, поверхностное) об идеологических программах направлений, помогает понимание: о том, чем руководствовались художники данного направления при создании объектов искусства?
    Другими словами: если художник рисует кружочки и квадратики - это не значит, что он не умеет рисовать фигуру человека или дерево, а значит, что рисование фигур и деревьев находится вне поля его внимания, он ставит себе другие задачи. Как например, глупо (и преступно) выглядели бы шоферы городских рейсовых автобусов, решивших устроить гонки по пересеченной местности на автобусах с пассажирами. Их функции и задача, ровно противоположные.
    Для деятельности художника наличие программы настолько важно, что можно утверждать: художник без творческой идеологии - это обыкновенный ремесленник! Процесс выработки творческой программы чрезвычайно труден и требует абсолютной концентрации человеческих сил, знаний и умений.
    Можно обобщить высказывания К Малевича по этому поводу: реалистично отражающий свою эпоху художник, должен изучить весь накопленный до него опыт и прибавить частицу своего опыта и знания. Эту частицу он назвал "супремой", т.е. сверх-частицей или добавочной.
    Изобретение новых правил и следование им - удел тех немногих избранных, кого мы называем гениями или великими.

    Надо учесть еще один очень важный момент перед началом рассмотрения различных творческих идей и их развития, а их лучше рассматривать в хронологическом порядке.Нельзя считать, что с приходом "нового" направления, исчезает "старое". Как правило, они продолжают сосуществовать еще долгое время. Например, сегодня, в творчестве некоторых художников, можно найти следы уже казалось бы отжившего свой век сюрреализма. И это не единственный и исключительный пример, а закономерность.
    Сосуществование таких разнородных слоев в одно время, их противоречие и взаимосвязь, их перекличка  насыщает искусство дополнительными смыслами и дает зрителю широкий выбор предпочтений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий