пятница, 18 января 2013 г.

Экспрессионизм


Эль Греко "Открытие пятой печати Апокалипсиса", 1608-14 г., холст, масло

    В июле 1937 года в нацистской Германии была открыта выставка  Entartete Kunst (нем. Вырожденческое искусство) или, как ее принято называть  «Дегенеративное искусство». Идею проведения такой выставки приписывают лично Адольфу Гитлеру для дискридитации современного авангардного искусства. Параллельно была запущена пропаганда вредоносности и пагубности такого рода искусства для нации. Сегодня мы понимаем, что целью этой акции являлась идеологическая дискридитация нового искусства, давление на авторов и сторонников авангардного искусства и уничтожение произведений.
    Эта нацистская акция в целом и в деталях напоминает мне выставку, устроенную к 30-летию Московского отделения Союза Художников СССР осенью 62 года, по поводу которой Хрущев изрек о выставке - "говно", о художниках - "пидорасы".  Позже, в 74-м, под бульдозеры и поливальные машины попали работы участников  "бульдозерной выставки". http://www.blogger.com/blogger.g?blogID=4290083290260758907#editor/target=post;postID=1058346574454843670 Но самое жесткое давление испытало авнгардное искусство России с середины 20-х до конца 30-х годов ХХ века.
    К слову: нынешнее время нашей российской жизни все еще полно подобными "наездами" на современное искусство. В отличии от Германии, наша политидеологическая машина продолжает упрямо наезжать на те же грабли и никто не собирается делать никаких выводов из ошибок прошлого. 
    Какие причины понуждают авторитарные власти бороться с современным искусством?

Винсент ван Гог

    Экспрессионизм появился не в ХХ веке. Он существовал всегда.. В ХХ веке появилось лишь название. 
    Он появился, как ответная психологическая реакция человека, его внутреннего мира на давление со стороны внешнего мира. Закономерно, что экспрессионизм получил свое распространение в странах, где была накалена социальная и политическая атмосфера: в Германии и Австрии начала ХХ века.
     Изображение и отображение внешних атрибутов действительности, ее форм, объемов, становятся менее важны, чем выражение внутреннего состояния, - психологической реакции автора на эту действительность. Формы деформируются, ритмы становятся жесткими, угловатыми, острыми. Цвет, упуская нюансировку, жестко противопоставляется в созвучиях, вместо гармоничных, спокойных цветовых сочетаний, появляются диссонансы.Многие авторы дисгармонию предпочитают гармони - оно и понятно - пришло время негодования, бунта, революции. Авторская творческая концепция становится подчеркнуто индивидуальной. Каждый ведет СВОЙ личный бой с отрицаемым им миром.

Эдвард Мунк "Крик", версия 1893 г.

    Трудно заподозрить этих художников в недостатке мастерства, как наивно полагают некоторые. Они были хорошо обучены академической школой. Сравните, например, верхнюю работу Мунка с его более ранней работой.

Э. Мунк

    Это сравнение говорит о том, что экспрессионизм - это не упадок мастерства или культуры изображения, но иное средство выражения. Стремление художника наиболее точно донести свое индивидуальное внутреннее переживание по поводу процессов, происходящих во  внешнем мире. Художник как бы взрывает внешнюю оболочку спокойцствия, чтобы показать остроту внутренних противоречий.
    Дальнейшее драматическое развитие событий в мире показало, что предчувствия художников были не беспочвенны: мировая война, революция в России, гражданская война, тотолитаризм, национализм, массовое истребление ни в чем не повинных людей.
    Экспрессионизм - это не стиль или направление. Он есть способ выражения мира с акцентом на внутреннем переживании автора.



 Эмиль Нольде


Карл Шмидт-Ротлуф


Эрих Хеккель


Хаим Сутин


Эрнст Людвиг Кирхнер


Закономерности развития искусства от импрессионизма до наших дней:
см. посты
Искусство XX века……………………………………….....…………...18 сентября 2012 г.
О течениях и направлениях …………………………....….……………20 сентября 2012 г.
Клод Моне ………………………………………….....………………….24 сентября 2012 г.
Забытые импрессионисты……………………...………………………24 сентября 2012 г.
Эдгар Дега ………………………………….......…………………............26 сентября 2012 г.
Камиль Писсарро ……………………….....……………………………..9 октября 2012 г.
Огюст Пьер Ренуар …………………......………………………………..10 октября 2012 г.
Альфред Сислей …………………......……………………………………11 октября 2012 г.
Поль Сезанн …………………………………………………………..........22 октября 2012 г.
Поль Гоген …………………………………………………………........…28 октября 2012 г.
Винсент Ван Гог ………………………………………………..................31 октября 2012 г.
Пуантилизм (Жорж Сера, Поль Синьяк)……………………………......9 ноября 2012 г.
Анри Матисс  …………………………………………………………........13 ноября 2012 г.
Рауль Дюфи, Морис де Вламник, Кес ван Донген, Андре Дерен ….4 декабря 2012 г.
Пьер Боннар, Эдуар Войар, Морис Денни ……………..……………..14 декабря 2012 г.
Модерн ……………………………………………………….......…………29 декабря 2012 г.
Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода …….…………29 декабря 2012 г.
Гюстав Климт ……………………………………………………........……29 декабря 2012 г.
Эгон Шиле ……………………………………………………………..........3 января 2013 г.
Оскар Кокошка ……………………………………………………...……...5 января 2013 г.
Леон Бакст ...................................................................................................10 января 2013 г.
Михаил Врубель …………………………………………..………..........…11 января 2013 г.
Александр Головин,  Виктор Борисов-Мусатов  …………….……….15 января 2013 г.

О модерне и детерминированности  …………………………………. 15 января 2013 г.
(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий