воскресенье, 27 января 2013 г.

"Мост"


  Эрих Хеккель "Мельница"

    Они многозначительно назвали себя «Мост», видимо, подразумевая, что возводят мост в будущее. "С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы взываем ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам. Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами", - написали художники в своем манифесте.
    Критики называли их варварами.
    Зрители воспринимали их творения, как пощечину своим вкусам.
    Спустя два десятилетия после распада группы, нацисты посчитали важным вступить с ними в пропагандистскую войну, окрестив эстетическое явление, рожденное художниками «Моста», как «дегенеративное искусство».   
    Не по доброму отнеслись к новому искусству «Моста» и противники нацизма - советские идеологи, отведя им роль "империалистической надстройки".
    Получается - не угодили никому. Но, в таком случае, как получилось, что эстетическая программа этих художников определила основной вектор развития искусства ХХ века?

  Эрнст Кирхнер "Купальщицы среди камней", 1912 г.

   Карл Шмидт-Ротлуфф "Автопортрет с сигарой", 1919г.

 Фриц Блейль  "Портрет Гертруды Таннерт в шляпе"

     Начало века. 1905 год. Каким-то чудесным образом четыре немецких студента Высшей технической школы в Дрездене, посещавшие курсы архитектуры: Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и Фриц Блейль, почувствовали мироощущение не только общества Германии, но и за ее пределами. Однако, одно дело почувствовать, а другое дело призвать: "С нами все, кто непосредственно и неподдельно передает то, что побуждает их к творчеству".
    Они боготворили Ван Гога, Гогена и Мунка, считая, что эти художники ближе всех подошли к подлинности и неподдельности отражения мира в своих произведениях. Отвергали академический натурализм, и поверхностный югендштиль и одними из первых  подошли к проблеме проникновения в вещь, в ее содержание, вместо ее описания (Здесь имеется в виду хайдеггеровское философское понимание «вещи в себе»). 
     Поставив под сомнение целую эпоху, они предложили отказаться от воспитанного вкуса и навязанного чувства прекрасного, вернувшись к человеческой экзистенции, к непосредственности переживания и выражения. Скептическое отношение к современной цивилизации, приносящей разве что разочарование, привело их к выводу о возврате к архаике, простоте и неподдельности чувств. Предпочтение отдавалось воспитанию индивидуального чувственного восприятия в противовес анализу форм, Изучали наивное и примитивное искусство, творчество народных мастеров, детские рисунки и рисунки душевнобольных. Ради выразительности и внутренней содержательности, отказались от важной составляющей творчества их кумиров, - живописности.
    В жизни они не были суровыми парнями. Жили и работали коммуной на острове. Художники и их натурщицы. Мастерскую сделали сообща. Материалы и инструменты были общими. Такой быт, простой и не загроможденный этическими нормами, по их мнению, тоже был шагом к жизнедеятельности примитивного общества, не зараженного капиталистическими отношениями.
    Через год, в 1906 году, в группу вошли  новые  участники:  Эмиль Нольде, Макс Пехштейн,  швейцарец Куно Амит и финн Аксели Галлен-Каллела.  Позже к ним присоединился Отто Мюллер.
    Самым влиятельным художником группы оставался Эрнст Кирхнер, покончивший жизнь самоубийством после выставки «Дегенеративное искусство». К тому времени группа уже не существовала, она распалась в 1913 году, после переезда из Дрездена в Берлин. Но художники, изначально входившие в группу, продолжали работу, не подвергнув сомнению выработанную сообща идеологию экспрессионизма.
    Остались картины, гравюры, рисунки, книги. Осталась идея нового искусства. Она трансформировалась и видоизменялась с появлением в искусстве групп: "Синий всадник", "Новая вещественность"; приобретала иные формы: абстрактный экспрессионизм, информель, новые дикие и новая волна; определяла деятельность художников: Василия Кандинского, Макса Бекмана, Отто Дикса, Джексона Поллока, Георга Базелица и Жана-Мишеля Баскиа. Благодаря им, экспрессионизм стал основным выразительным средством искусства ХХ века, его эмоциональным состоянием.

  Отто Мюллер

  Куно Амит

  Аксели Галлен-Каллела "Портрет Максима Горького"

  Макс Пехштейн 

Эмиль Нольде "Дико танцующие дети",1909 г.


Закономерности развития искусства от импрессионизма до наших дней:
см. посты
Искусство XX века……………………………………….....…………...18 сентября 2012 г.
О течениях и направлениях …………………………....….……………20 сентября 2012 г.
Клод Моне ………………………………………….....………………….24 сентября 2012 г.
Забытые импрессионисты……………………...………………………24 сентября 2012 г.
Эдгар Дега ………………………………….......…………………............26 сентября 2012 г.
Камиль Писсарро ……………………….....……………………………..9 октября 2012 г.
Огюст Пьер Ренуар …………………......………………………………..10 октября 2012 г.
Альфред Сислей …………………......……………………………………11 октября 2012 г.
Поль Сезанн …………………………………………………………..........22 октября 2012 г.
Поль Гоген …………………………………………………………........…28 октября 2012 г.
Винсент Ван Гог ………………………………………………..................31 октября 2012 г.
Пуантилизм (Жорж Сера, Поль Синьяк)……………………………......9 ноября 2012 г.
Анри Матисс  …………………………………………………………........13 ноября 2012 г.
Рауль Дюфи, Морис де Вламник, Кес ван Донген, Андре Дерен ….4 декабря 2012 г.
Пьер Боннар, Эдуар Войар, Морис Денни ……………..……………..14 декабря 2012 г.
Модерн ……………………………………………………….......…………29 декабря 2012 г.
Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода …….…………29 декабря 2012 г.
Гюстав Климт ……………………………………………………........……29 декабря 2012 г.
Эгон Шиле ……………………………………………………………..........3 января 2013 г.
Оскар Кокошка ……………………………………………………………...5 января 2013 г.
Леон Бакст ................................................................................10 января 2013 г.
Михаил Врубель ………………………………........…………..…………11 января 2013 г.
Александр Головин,  Виктор Борисов-Мусатов  ……………………….15 января 2013 г.
О модерне и детерминированности  …………………………………. 15 января 2013 г.
Экспрессионизм  …………………………………………………..…… 18 января 2013 г.
Эдвард Мунк  ……………………………………………………...……. 20 января 2013 г.
Жорж Руо  ………………………………………………………….…… 22 января 2013 г.
 (продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий