Эрих
Хеккель "Мельница"
Они
многозначительно назвали себя «Мост», видимо, подразумевая, что возводят мост в
будущее. "С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей
искусства мы взываем ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее,
мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам.
Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству,
должен быть с нами", - написали художники в своем манифесте.
Критики называли
их варварами.
Зрители воспринимали
их творения, как пощечину своим вкусам.
Спустя два
десятилетия после распада группы, нацисты посчитали важным вступить с ними в
пропагандистскую войну, окрестив эстетическое явление, рожденное художниками
«Моста», как «дегенеративное искусство».
Не по доброму отнеслись к новому искусству
«Моста» и противники нацизма - советские идеологи, отведя им роль
"империалистической надстройки".
Получается - не
угодили никому. Но, в таком случае, как получилось, что эстетическая программа
этих художников определила основной вектор развития искусства ХХ века?
Эрнст Кирхнер "Купальщицы среди камней", 1912 г.
Карл Шмидт-Ротлуфф
"Автопортрет с сигарой", 1919г.
Фриц Блейль
"Портрет Гертруды Таннерт в шляпе"
Начало века. 1905
год. Каким-то чудесным образом четыре немецких студента Высшей технической
школы в Дрездене, посещавшие курсы архитектуры: Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих
Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и Фриц Блейль, почувствовали мироощущение не только
общества Германии, но и за ее пределами. Однако, одно дело почувствовать, а
другое дело призвать: "С нами все, кто непосредственно и неподдельно
передает то, что побуждает их к творчеству".
Они боготворили
Ван Гога, Гогена и Мунка, считая, что эти художники ближе всех подошли к
подлинности и неподдельности отражения мира в своих произведениях. Отвергали академический
натурализм, и поверхностный югендштиль и одними из первых подошли к проблеме проникновения в вещь, в ее
содержание, вместо ее описания (Здесь имеется
в виду хайдеггеровское философское понимание «вещи в себе»).
Поставив под
сомнение целую эпоху, они предложили отказаться от воспитанного вкуса и
навязанного чувства прекрасного, вернувшись к человеческой экзистенции, к
непосредственности переживания и выражения. Скептическое отношение к
современной цивилизации, приносящей разве что разочарование, привело их к
выводу о возврате к архаике, простоте и неподдельности чувств. Предпочтение
отдавалось воспитанию индивидуального чувственного восприятия в противовес
анализу форм, Изучали наивное и примитивное искусство, творчество народных
мастеров, детские рисунки и рисунки душевнобольных. Ради выразительности и
внутренней содержательности, отказались от важной составляющей творчества их
кумиров, - живописности.
В жизни они не
были суровыми парнями. Жили и работали коммуной на острове. Художники и их
натурщицы. Мастерскую сделали сообща. Материалы и инструменты были общими. Такой
быт, простой и не загроможденный этическими нормами, по их мнению, тоже был
шагом к жизнедеятельности примитивного общества, не зараженного
капиталистическими отношениями.
Через год, в 1906
году, в группу вошли новые участники:
Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, швейцарец
Куно Амит и финн Аксели Галлен-Каллела.
Позже к ним присоединился Отто Мюллер.
Самым влиятельным
художником группы оставался Эрнст Кирхнер, покончивший жизнь самоубийством
после выставки «Дегенеративное искусство». К тому времени группа уже не
существовала, она распалась в 1913 году, после переезда из Дрездена в Берлин.
Но художники, изначально входившие в группу, продолжали работу, не подвергнув
сомнению выработанную сообща идеологию экспрессионизма.
Остались картины,
гравюры, рисунки, книги. Осталась идея нового искусства. Она трансформировалась
и видоизменялась с появлением в искусстве групп: "Синий всадник",
"Новая вещественность"; приобретала иные формы: абстрактный
экспрессионизм, информель, новые дикие и новая волна; определяла деятельность
художников: Василия Кандинского, Макса Бекмана, Отто Дикса, Джексона Поллока,
Георга Базелица и Жана-Мишеля Баскиа. Благодаря им, экспрессионизм стал
основным выразительным средством искусства ХХ века, его эмоциональным состоянием.
Отто Мюллер
Куно Амит
Аксели Галлен-Каллела "Портрет Максима Горького"
Макс Пехштейн
Эмиль Нольде "Дико танцующие дети",1909 г.
Закономерности
развития искусства от импрессионизма до наших дней:
см.
посты
Искусство XX века……………………………………….....…………...18
сентября 2012 г .
О течениях и направлениях …………………………....….……………20
сентября 2012 г .
Клод Моне ………………………………………….....………………….24 сентября 2012 г .
Забытые импрессионисты……………………...………………………24 сентября 2012 г .
Эдгар Дега ………………………………….......…………………............26
сентября 2012 г .
Камиль Писсарро ……………………….....……………………………..9 октября 2012 г .
Огюст Пьер Ренуар …………………......………………………………..10 октября
2012 г .
Альфред Сислей …………………......……………………………………11 октября 2012 г .
Поль Сезанн …………………………………………………………..........22 октября
2012 г .
Поль Гоген …………………………………………………………........…28 октября 2012 г .
Винсент Ван Гог ………………………………………………..................31
октября 2012 г .
Пуантилизм (Жорж Сера, Поль Синьяк)……………………………......9
ноября 2012 г .
Анри Матисс
…………………………………………………………........13 ноября 2012 г .
Рауль Дюфи, Морис де Вламник, Кес ван Донген, Андре
Дерен ….4 декабря 2012 г .
Пьер Боннар, Эдуар Войар, Морис Денни ……………..……………..14
декабря 2012 г .
Модерн ……………………………………………………….......…………29 декабря 2012 г .
Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода
…….…………29 декабря 2012 г .
Гюстав Климт ……………………………………………………........……29 декабря 2012 г .
Эгон Шиле ……………………………………………………………..........3 января 2013 г .
Оскар Кокошка ……………………………………………………………...5 января 2013 г .
Леон Бакст
................................................................................10
января 2013 г .
Михаил Врубель ………………………………........…………..…………11 января 2013 г .
Александр Головин,
Виктор Борисов-Мусатов
……………………….15 января 2013
г .
О модерне и детерминированности …………………………………. 15 января 2013 г .
Экспрессионизм
…………………………………………………..…… 18 января 2013 г .
Эдвард Мунк ……………………………………………………...…….
20 января 2013 г .
Жорж Руо
………………………………………………………….…… 22
января 2013 г .
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий