воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Ничего личного_Предисловие

А. Бабенко "Противостояние", 2010 г., холст, масло 

Предисловие

Позволенное зрителю невнимание к искусству или незнание его вовсе - художнику не позволено. По той простой причине, что искусство – это его профессия. К сожалению, часто профессионализм низводят до владения ремеслом. Согласитесь, это странно.

Есть еще одна странность: искренняя любовь к художнику или эпохе, произведения которых прошли проверку веками и являющиеся признанными достижениями культуры, ошибочно принимаются за понимание искусства, означая на деле лишь предрасположенность к этому художнику, к этой эпохе. Очевидно, что «любовь» и «понимание» - понятия не диаметрально противоположные, но очень различные. Почему тогда предрасположенность возводится до эталона правильных ориентиров внутри искусства и навязывается, как  «единственное и возможное», вопреки здравому смыслу? Почему мнение превалирует над осмыслением?

Да, кто бы спорил по поводу великих памятников культуры? История уже сделала свой выбор, не оставив нам альтернативных вариантов. Ладья культуры несет нас в одном направлении и нет у нас других вариантов. Ни у тех, кто занимается современным искусством или contemporary art (кому как больше нравится), ни у тех, кто остался приверженцем признанного, устоявшегося искусства, ставшего традиционным.

Откуда же столько разногласий?

Все учились по одним и тем же книжкам, на одних и тех же произведениях, у одних и тех же художников, одинаково любимых. Как-то освоили и усвоили их школу, положа руку на сердце, немногим отличаясь друг от друга…

Ни к одному из оппонентов, представленных в нижеследующих постах, у меня нет личных претензий. Говорю об этом, потому что знаю, - зачастую такие разговоры в итоге сводятся к взаимным упрекам и обидам. Хотелось бы быть выше частного мнения, выше личных амбиций и предпочтений.

Ничего личного.

Ни к поэту-любителю, по той простой причине, что поэт он самодеятельный, - в большей мере слесарь. Какой тут спрос?

Ни к Николаю Бахареву, статья которого, появившаяся на сайте piktalamyk, задумывалась, как попытка вскрыть мои творческие проблемы на примере полиптиха«За столом», но оказалась иллюстрацией различий наших творческих идеологий. Показательно, что наши творческие различия не мешали нашим дружеским отношениям. Хочется верить, что не помешают в дальнейшем.

Ни к Валерию Щеколдину, чья статья, непонятно зачем переданная мне Николаем Бахаревым, вызвала самопроизвольное «выпадение в осадок» всей моей толерантности.

События последних лет показывают, какие непростые отношения складываются по линии художник - социум, художник – власть, художник - религия. Они все более обостряются, все более становятся экстремальными. Методы воздействия, которые применяются против художников-акционистов, лишь увеличивают накал страстей и все больше слоев общества втягивается в противостояние. Мне видится, все это происходит из-за непонимания основ искусства и из-за недооценки влияния культуры на общество. А жаль…

Ничего личного_Предисловие; Поэту-любителю; Николаю Бахареву, Валерию Щеколдину

Комментариев нет:

Отправить комментарий