воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Ничего личного_Поэту-любителю

А. Бабенко  "Вдохновение" 2010 г. Из серии "Игры", холст, масло


Поэту-любителю

Недавно ко мне в мастерскую зашел давний знакомый поэт-любитель. Чуть ли не с порога - по обыкновению - начал произносить речь, слова которой знал наизусть не только он, но и я: 
-  Современное искусство и твой друг Плуцер-Сарно, нарисовавший (нецензурный объект) на мосту – это г…о ! – дальнейший набор проговариваемых им букв, слов и фраз опустим. Ну, понятно, как и в какой последовательности они будут произнесены. Все говорение составляло пестрый коллаж из отрывков фраз депутатов, казаков-активистов и бойких православных сподвижников на сомнительных диспутах телевизионных шоу об искусстве и пошленьких газетных статей из прессы, желтизна которых напоминает вид ядовитых цветочков. Догадываюсь, что смысл слов был не так важен для говорящего. Эмоциональный тон, пафос, достойный декларации об открытии новой фундаментальной идеи, был важнее.

- Вчера читал Льва Николаевича Толстова,- для убедительности и значимости сказанного подытожил он голосом астронома, открывшего новую звезду… (далее: бла-бла-бла).

Мне правда, непонятно, в чем могут убедить современного художника XXI века воззрения на искусство писателя, жившего столетиями ранее, пусть даже им будет Лев Николаевич Толстой. Проблемы психологического реализма, волновавшие художников и писателей 2-й половины XIX века (Льва Толстого в их числе), конечно не исчезли с наступлением миллениума и в какой-то мере нашли свое продолжение в творчестве некоторых писателей следующего века, но все же согласитесь, их реализм основан на других принципах. Социалистический реализм - это все-таки не банальная смена «фамилии» очередного «изма», а, как ни суди, смена фундаментальных понятий. К 80-м годам прошлого века, уже пришлось писать траурные марши и по поводу кончины соцреализма, к великому разочарованию одних его адептов, и к радости других. Значит ли это, что реализм закончился?

Реализм – это не привилегия какого-то направления в названии которого это слово присутствует. Реализм – это такая фундаментальная штуковина, без которой мы никак обойтись не можем, сколько бы ни старались. Даже бегло анализируя развитие искусства от Древних Времен - до Наших, можно отметить, - мы (имею в виду Человечество) даже не пытались уйти от реализма. Совсем наоборот. С каждым новым этапом, с каждым новым «измом» человечество надеялось отразить (простите за это, не совсем точное слово, но другого у меня нет) мир более реалистично.

- Стоп, стоп… Стоп,- воскликнет прозорливый читатель, - не хочешь ли сказать, что и «абстрактный экспрессионизм», и этот ужасный Плуцер-Сарно также отражают реальность?
- А что они могут отразить кроме реальности? – спрошу я в ответ,- Разве можем мы, ограниченные человеческим разумом – даже самые великие из нас - заглянуть за оболочку данной реальности?

А еще хочу поделиться наблюдением: люди такого типа, как этот провинциальный поэт почему-то считают, что им, вернее, каждому из них, открылась великая тайна искусства при прочтении статьи Толстого или просмотре репродукции «Джоконда» Леонардо да Винчи и они спешат поделиться – нет, не этой тайной – вестью, что они обладают тайной, с несведущими современными художниками, поэтами, писателями, искусствоведами и, конечно же, с этим невеждой Плуцером-Сарно, явно не читавшими, не видевшими, не понимавшими, не вникавшими… В общем: явленное почему-то им не открылось! Ну, не дано.

К сожалению, людей такого типа в России много. Слишком много. У них разный социальный или административный статус, но их объединяет одно: им кажется, что в отличии от творческих работников они посвящены в тайну КАК ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО и как это искусство должно выглядеть. Конечно, их личное право иметь свое частное представление об искусстве, никто не собирается отнимать. И разговор об этом поднимать не стоило бы, если б выражение «искусство требует жертв» не приобрело в наши дни слишком буквальный смысл.
Осталась еще одна деликатная недосказанность: национальный вопрос. Он всегда выскакивает как черт из табакерки, как неопровержимое доказательство чьей-либо несостоятельности.

- Да он чурка, - нужны ли какие-то еще доказательства? Тон говорящего, как правило, намекает однозначно, - нет таких доказательств! Еще неопровержимей звучит: «Он еврей!», ну и далее, вниз по затухающему графику. Но давайте проделаем эксперимент, мысленно вычеркивая одну за другой известные фамилии, которыми гордится российское искусство, наука, тех, кто имеет отношение к другой нации, в том числе и еврейской.

К примеру: не знаю, какой национальности Бахыт Кенжеев, но точно знаю, что он русский поэт, проживающий в Канаде. Иосиф Бродский – русский поэт (кстати, тот знакомый, как-то заставший меня за чтением Бродского снисходительно пропел: «А, еврей…»), Евгений Евтушенко – советский поэт. Про наше «всё» - гения русской словесности – всем известно, и про Гоголя тоже…

Нет. Вовсе не хотел сказать, что русских фамилий в этом списке нет. Есть. Иначе культура бы не называлась русской. Сказать я хотел о другом: у людей разных национальностей, взросших в лоне одной культуры объединяющих факторов гораздо больше, чем разобщающих.

Ну так чего делить-то? По национальностям, по направлениям…
Давайте судить по качеству.


PS:  Мой знакомый поэт-любитель мне польстил, определив Плуцера-Сарно мне в друзья. Мы с ним не встречались и не знакомы. Я даже ни разу не заходил на его блог. К тому же, не являюсь ни сторонником, ни поклонником акций группы «Война». Но как художник, живущий в XXI веке, считаю себя обязанным понимать и уважать работу других художников.

Ничего личного_Прдисловие; Поэту-любителю; Николаю Бахареву; Валерию Щеколдину

2 комментария:

  1. наблюдение: как-то будучи в зоопарке возле клетки с приматами стал свидетелем того как обезьяна выхватила у зазевавшегося зрителя телефон и положив его на бетонный бордюр клетки стала его вазекать ладошкой туда-сюда и на уговоры вернуть не поддавалась...можно было конечно пытаться обезьяне объяснить, что это телефон и можно кому-нибудь позвонить...но кому можнт позвонить обезьяна?..ну даже если и дозвонится?..вот и вопрос нужна ли предложенная полемика?...и дело совсем даже не в гордыне и высокомерии...

    ОтветитьУдалить
  2. Сомневаюсь, что обезьяну можно научить использовать телефон по назначению, но убежден, что культура жизненно необходима для человека, современное искусство в том числе.
    Нужна ли полемика? Не знаю. "Проговаривать" проблему, думаю, необходимо.
    Помните евангельское? - Зерно надо бросать в землю удобренную.

    ОтветитьУдалить