пятница, 15 февраля 2013 г.

"Авиньонские девицы"

П. Пикассо "Авиньонские девицы", 1907 г.


    Картину Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» принято считать началом эры кубизма. Наверное, с этим можно согласиться. Более того, можно привести массу доводов, что это именно так. Многие авторы статей о кубизме, даже не утруждают ни себя, ни  читателя никакими доводами или доказательствами, приводя это утверждение a priori, не подвергая его ни малейшему сомнению.
    Ради терминологической дотошности и справедливости ради надо отметить, что картину «Авиньонские девицы» никто из серьезных искусствоведов не относит к периоду кубизма, но подразумевается, что кубизм «родился здесь», хотя сама картина относится к «африканскому»(1) - предшествующему кубизму - периоду творчества Пикассо (1907-1909 г.).  Именно это подразумевание, а иногда прямое указывание, типа: «Первым произведением кубистического цикла в творчестве Пикассо явились его "Авиньонские девицы", -  меня настораживает. Именно такие подразумевания и указания, а не сложность объяснения метода кубизма, на которую ссылаются некоторые авторы статей, по моему глубокому убеждению, запутывает четкое определение «что есть кубизм».
    Действительно, если «Авиньонские девицы» открывают кубизм, следовательно, в ней должен быть заложен новый (пусть еще не совершенный) метод. Но его там нет.

                             П. Пикассо 1907 г.                                  К. Шмидт-Ротлуф 

    Существует бесспорное визуальное сходство изображений у Пикассо и художников группы «Мост». И сходство не ограничивается визуальным рядом: построением композиций, деформацией фигур, стремлением к обобщенности форм, почти полным отсутствием плавных линий и преобладанием острых углов, сходство простирается дальше: в построении пространства, в отношениях «фигура-фон» и даже наличием родовых пятен уходящего в прошлое искусства «жизнеподобия»: сюжета (нарратива) с непременным переживанием катарсиса. Правоту утверждения последнего косвенно доказывает сам Пикассо. Известно, что он не мог принять укоренившееся с легкой руки галеристов название «Авиньонские девицы», упорно называя ее «Авиньонский бордель», подчеркивая тем самым значимость сюжета и свою еще не преодолимую зависимость от него.
    Возникает закономерный вопрос: «Почему картины «мостовиков» не трактуются «кубическими», в отличие от картины «Авиньонские девицы»? 

                   П. Пикассо, 1907 г.         Эрнст Людвиг Кирхнер, 1905 г.          Карл Шмидт-Ротлуф

    Даже поверхностный анализ картины «Авиньонские девицы» предполагает сделать вывод, что никаких открытий и новой формы для искусства того времени в ней нет.  Стилистический и композиционный хаос(2) скорее говорит о творческом кризисе автора и крушении метода предыдущего периода, чем об открытии новых перспектив.
    Мы даже можем предположить, чем мог быть вызван столь глубокий творческий кризис Пикассо. Скорее всего, он явился потрясением от внезапного осознания своей провинциальной отсталости. Новости о последних достижениях художников Германии для молодого амбициозного Пикассо вряд ли могли принести чувство удовлетворения и творческого покоя.  Его быстрый и проницательный ум подсказывал, что парижская богемная элита, принадлежности к которой он так стремился, утеряла пальму первенства и авангардности, превращаясь (о, ужас!) в сообщество провинциальных художников.
    Это означало конец творческой безмятежности в лоне культивируемой - аж с эпохи Возрождения - эстетики прекрасного. Что мог противопоставить Пикассо пришедшей эпохе экспрессионизма, чтобы сохранить достигнутые позиции? чтобы сохранить и развить успехи последних лет? Язык его лучших произведений: «Актер», «Девочка на шаре» и даже амбициозной по замыслу и размерам картины «Семейство комедиантов», оказался чрезмерно громоздким и устаревшим. Печальные Пьеро, задумчивые гимнасты и акробаты с их индивидуальными печалями и элегиями, оказались неуместными в надвигающейся эпохе резких социальных и политических сломов и сдвигов. Наступало время Доры Маар, терзающей душу женским рыданием, но Пикассо еще не обрел язык, способный отобразить этот вопль отчаяния.
    Известно, что во время работы над картиной «Авиньонские девицы», художник почти не выходил из мастерской и ни с кем не общался. Попытка «взять штурмом бастион» нового и еще непонятного для него экспрессионизма, скорее напоминала агонию, чем рассчитанный шаг развития. Не удивительно, что результат шокировал даже его близких друзей.
    Увлечение африканским искусством, с помощью которого он хотел вырваться за пределы ставшей ненавистной ему эстетики прекрасного, дало ощутимые результаты, но главная проблема не разрешилась. Для обретения нового языка и новой формы судьба уготовила ему другое увлечение, хотя и не столь экзотическое.
__________________________________
(1). Активную фазу кубизма принято считать с 1909 по 1917 год.* В свою очередь, кубизм (вполне оправданно) делят на 3 периода:                                                                                         1. сезанновский (1907-1909); 
     2. аналитический (1909-1912); 
     3. синтетический (1913-1917).

(2). Обратите внимание на то, как трактованы головы двух левых фигур: и цветом, и светлотой, и стилистически, они вырываются из общего контекста. 



Закономерности развития искусства от импрессионизма до наших дней:
(см. посты)
__________________________________________________________________________________

Искусство XX века;   О течениях и направлениях;   Клод Моне   Забытые импрессионисты;   Эдгар Дега;   Камиль Писсарро;   Огюст Пьер Ренуар;   Альфред Сислей;   Поль Сезанн;   Поль Гоген;   Винсент Ван Гог;   Пуантилизм;   Анри Матисс;   Рауль ДЮФИ, Морис де ВЛАМНИК, Кес ван ДОНГЕН, Андре ДЕРЕН;   Пьер Боннар, Эдуар Войар, Морис Дени;   Модерн;   Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода;   Гюстав Климт.;   Эгон Шиле;   Оскар Кокошка;   Леон Бакст; Михаил Врубель;   А. Головин, В. Борисов-Мусатов;   О модерне и детерминированности;   Экспрессионизм;   Эдвард Мунк;   Жорж Руо;   "Мост";   Эрнст Людвиг Кирхнер; Эрих ХеккельКарл Шмидт-Ротлуф;  Эмиль Нольде; Макс Пекштейн; PS: о выставке «Дегенеративное искусство» и невежестве; "Авиньонские девицы";

___________________________________________________________________________________

 (продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий